Целью изучения любого иностранного языка является умение общаться, и, по возможности, максимально бегло и спонтанно.
Даже если эта цель кажется очевидной, ее нелегко достичь, и многие люди начинают учиться все более разнообразными и гибридными способами благодаря эволюции технологий, но не достигая этой цели.
Нейролингвистический подход(ANL), который развивается во всем мире уже более двадцати лет, предлагает новую парадигмупреподавания/изучения иностранного языка и представляется надежным и приятным решением, которое может помочь наибольшему числу людей эффективно общаться на иностранном языке.Далее приводится краткий обзор происхождения и особенностей данного метода.

“Интенсивный французский” заменяет другие методы преподавания французского в Канаде.

Создателями метода ANL являются два канадских академика: Клод Жермен, Университет Квебека в Монреале (UQAM) и англоязычная коллега Джоан Неттен, член Канадского ордена, преподаватель Мемориального университета Ньюфаундленда (MUN).

 

Все началось в конце 1990-х годов в Канаде.Около 15% канадских студентов зачисляются на успешную программу погружения, а около 85% — на базовый французский «Core French», результаты которой катастрофичны, по крайней мере, согласно официальному оценочному тесту провинции Нью-Брансуик OPI (Oral proficiency test).В действительности, по данной шкале, которая переходит с 11-го на 20-ый уровень, именно 14-й уровень считается достижением начала спонтанной коммуникации.При традиционном методе «Базовый французский», за редким исключением, между результатами в конце 1-го и 8-го года обучения не было улучшений.

Результат первых экспериментов, которые состоялись в 1998 году в провинции Ньюфаундленд и Лабрадор, в четырех классах 6-го года обучения.

В результате, в 2008 году на конференции, организованной Оттавским университетом, один из ее участников выступил с докладом со знаковым названием: «Устранить ранний основной французский» (“Eliminate Early Core French”).
Это станет отправной точкой для нового педагогического подхода преподавания французского языка -“Интенсивный французский” («Le Français Intensif»),  с целью улучшения тех обезнадеживающих результатов.

Первое изменение состоит в увеличении количества часов с 90 часов в базовом французском до 345 часов в интенсивном французском, 300 из которых распределены на первые 5 месяцев обучения.
Однако, логично, что выделение большего количества часов на изучение французского языка означает меньшее время, затрачиваемое на изучение других предметов, таких как математика, естественные науки и т.д.
Легко представить, что обосновать такое сокращение часов по другим предметам руководителям соответствующих учебных программ, органам образования и родителям, должно быть, было нелегко. 
Это обоснование может быть сделано благодаря 2 теоретическим источникам: “теория айсберга” Дж. Кюммэна (J.Cummins) и унитарная концепция когнитивного развития по Выготскому

Учитывая отсутствие ухудшения результатов по другим предметам в Ньюфаундленде и Лабрадоре, Департамент образования двуязычной провинции Нью-Брансуик решил поэкспериментировать с IF (интенсивный французский).Результаты оценок более чем убедительные: учащиеся в классах с интенсивным французским также показывают лучшие результаты по всем остальным предметам, не только доказывают теории, выдвинутые создателями в отношении когнитивного развития учащихся, но и знаменуют собой постепенное принятие интенсивного французского по всей Канаде, достигнув 22 200 учащихся, записавшихся в 2014-2015 гг.Следует отметить, что этот метод будет применяться для сохранения языков коренных народов, таких как хэн, юкон, дене, инуктикут, кри, поскольку он учитывает особенности традиционного обучения этих народов (Приоритет устной речи, совместная работа…).

Распространение по всему миру 

Наименование методики “Интенсивный французский”, предназначенной для школьников, затем  становится ANL (нейролингвистический подход), и на этот раз подход ориентирован на взрослых.Спустя десятки лет после своего дебюта в Канаде, в Южно-Китайском педагогическом университете Кантона (UNCS) была предпринята первая попытка адаптации ANL к молодым взрослым студентам университетов.

В 2014 году настала очередь соседней средней школы применить этот метод, а в 2016 году к нему обратились в Тайваньском университете Дайе.Метод должен был быть адаптирован к китайскому языку обучения (и культуре преподавания для подготовки учителей), которая сильно отличается от канадской, но, тем не менее, ANL дает лучшие показатели успешной сдачи экзаменов (TSF4 для китайских студентов, и SFLPT-Basic для тайваньских студентов).

После Тайваня настала очередь Гонконга, Японии, а затем Ирана, иногда в университетских кругах, иногда в институтах и частных организациях, а затем метод распространяется во всем мире.

В феврале 2020 г. он приходит в Россию, МГЛУ обращается к CIFRAN, учебной организации, в состав которой входят разработчики метода, а также ведущие международные эксперты в области гуманитарных и экспериментальных наук.
В сотрудничестве с частным лингвистическим центром «Le Quartier français» организуется педагогическая подготовка с целью проверки эффективности этого метода в деле ускорения процесса подготовки будущих преподавателей французского языка МГЛУ.

Метод адаптирован к преподаванию языков, отличных от французского, таких как английский или испанский.

Тренинг в МГЛУ, Москва 2020

Почему нейролингвистика?

Создатели метода, преподаватели французского языка, стремились максимально адаптировать свою практику в классе к открытиям в области когнитивных наук, таких как когнитивная психология (по трудам о рабочей памяти, Baddele,  а также Transfer appropriate process, Segalowitz), психолингвистика, социальная психология и нейропсихология по работам Мишеля Паради.

Работа Паради о пациентах, страдающими болезнью Альцгеймера и некоторыми афазиями, приведет, среди прочего, к тому аспекту, который является очень специфическим и особенным для ANL, а именно к различию между 2 грамматиками: внутренняя грамматика (возможность автоматического использования языка) и внешняя грамматика (очевидное знание правил языка).
Данное различие  является одним из основных принципов данного метода.

Основные принципы

Среди этих основных принципов, которые можно встретить в классе, также можно назвать следующие:

  • Аутентичная коммуникация, которая постулирует, что разговор о себе и о близких нам вещах увеличивает желание общаться и стимулирует мотивацию как учеников, так и преподавателей.
  • Проектная педагогика, которая идеально адаптирована здесь к рекомендациям  CEFRL.
  • Социальные взаимодействия, по теориям Выготского, утверждающие, что когнитивное (детское) развитие приобретается через взаимодействие с другими людьми.
  • Грамотность, которая представляет собой развитие «способности использовать язык и образы в богатых и разнообразных формах, чтобы читать, слушать, говорить, видеть, представлять и мыслить критически. Это способность обмениваться информацией, взаимодействовать с другими и создавать смысл».
    Правительство Онтарио, «Грамотность для обучения», 2004 г.

Заключение

 

В настоящее время довольно редко новые дидактические подходы и течения распространяются другими кругами, нежели ELT (English language teaching — преподавание английского языка).Поэтому франкоязычное сообщество может только гордиться, поскольку эти новые педагогические предложения родились и развивались благодаря преподаванию французского как второго языка (FLS) и как иностранного языка (FLE).Несмотря на то, что этот краткий обзор ANL позволяет представить себе ее уникальность, для тех, кто интересуется изучением французского языка, полезно знать, что языковой центр «Le Quartier français», расположенный в Москве, проводит курсы, основанные на ANL, с преподавателями, сертефицированными данному подходу, а также другим традиционным методикам.Что касается преподавателей, которые интересуются новыми подходами, то в сотрудничестве с московскими университетами организуются тренинги.Для получения дополнительной информации, пожалуйста, свяжитесь с Le Quartier Français:

contact@lequartierfrancais.ru 
+79854798044

Clément Gabriel