Если мы спросим, что нужно сделать, чтобы заговорить на иностранном языке, можно быть уверенным, что многие ответят о необходимости знания грамматических правил. Однако, это простая и очевидная на первый взгляд фраза составляет  для педагогов иностранных языков большой вопрос, а для некоторых даже парадокс. Давайте рассмотрим педагогические принципы, на которые опирается ANL и которые помогут нам понять место и  методы преподавания в классе. 

Джоан Неттен и Клод Жармэн, создатели методики ANL, выделяют 2 вида грамматики: “внутренняя грамматика” и “внешняя грамматика”.
Их педагогические принципы соответствуют совершенно разным механизмам в мозге, которые задействуют 2 видам памяти: декларативную память и процедурную.

2 системы памяти для 2 разных грамматик

Процедурная память отвечает за имплицитные навыки, то есть те, которые мы не можем объяснить, но можем выполнить. 

Этот навык появляется когда нет больше необходимости делать сознательное усилие, чтобы выполнить задачу, так же как с повторением хореографии, утренней рутиной или  завязыванием шнурков. 
Все это мы выполняем автоматически, без раздумий. 

В области языка это будет означать правильное использование языка, автоматически, не задумываясь.
Эта способность развивается посредством интенсивного и частого использования языковых структур, которые создают нейронные паттерны, предпочтительные каналы для информационных потоков…

Это внутренняя грамматика, состоящая из неявных и бессознательных закономерностей. 

                       Картина Моне, которая может проиллюстрировать нейронные каналы, созданные в процедурной памяти.

Что касается декларативной памяти, она относится к области сознательного и  таит в себе знания о мире. Она позволяет вам знать, что яблоко – это фрукт, а Париж – столица Франции. Именно в ней находятся Ваши знания о правилах функционирования языка, лексики, грамматические правила, и спряжения…

Внешняя грамматика, хорошо известная преподавателям языка, означает эксплицитное обучение этим правилам, используя таблицы, учебники и справочники.  
Она состоит из правил, она эксплицитная и сознательная. 

Грамматический парадокс

Работы Мишеля Паради на тему болезни Альцгеймера позволили создать теорию о “грамматическом парадоксе” Клоду Жермену и Джоан Неттен.

Согласно данной теории обе системы памяти независимы друг от друга и между ними нет связи. 
Это причина по которой знание всех правил языка не означает способность говорить, точно так же, как иметь способность прекрасно владеть языком, не будучи в состоянии объяснить его правила
Это позиция в корне отличается от традиционных методов, настаивающих на изучении правил, затем выполнении многочисленных упражнений для преобразования знаний в способности, которые позволяют говорить на языке естественно и спонтанно. 

Признание данного парадокса позволило создать в методике ANL совершенно другие тактики преподавания грамматики в классе. 

Каким образом строится преподавание?

Преподаватели, специализирующиеся на данной методике, используют набор стратегий, чтобы развить в первую очередь устные компетенции ученика
Это приводит к почти автоматическому овладению структурами, позволяя ученикам строить правильные предложения со смысловой нагрузкой и иметь хорошее произношение. Это этап установления уверенной внутренней грамматики, которая задействует процедурную память. 

Только в момент следующих фаз, таких как чтение и письмо, преподаватель предлагает ученикам рассмотреть правила языка

В течении этой фазы, ученики анализируют некоторые языковые феномены, формулируют грамматические правила. 
Это фаза сознательного анализа, которые задействует декларативную память.

Интеграция и взаимодополняемость

Знание определенных принципов функционирования мозга (особенно памяти) придает ANL статус сбалансированного метода, не оставляя без внимания никакой аспект обучения, в согласии с их местом по значимости и временных возможностей для их преподавания.

Перевод: Анна Нагалина

Clément Gabriel