fbpx

Как правильно выбрать курсы иностранного языка?

Эта статья в форме интервью даст некоторые ответы всем, кто хочет изучать иностранный язык и задается вопросами. В данной статье сравниваются индивидуальные занятия с групповыми, и обсуждается тема их оптимальной продолжительности.

Алёна: Габриэль, в Le quartier francais вы предлагаете индивидуальные 30-минутные занятия, и многие студенты считают, что они слишком короткие. Почему такой выбор?

Габриэль: Мы указываем такую продолжительность урока по умолчанию на нашем веб-сайте, в связи с тем, что в большинстве случаев она является наиболее обоснованной с точки зрения эффективности обучения. Однако каждый запрос обсуждается индивидуально, чтобы определить наиболее подходящий формат в соответствии с уровнем, потребностями и целями человека, который обращается к нам.

В целом такое предложение о проведении экспресс – уроков оправдано двумя факторами. Во-первых, мы выбираем методики преподавания, которые рекомендуются когнитивными науками при изучении иностранных языков:

– информация лучше запоминается, а навыки развиваются качественнее и быстрее при регулярных занятиях. Лучше 3 урока по 30 минут, распределенных в течение недели, чем один 90-минутный урок.
– при превышении порогового значения времени занятия, которое варьируется в зависимости от различных исследований, но не превышает 40 минут, концентрация внимания снижается.

В большей степени это относится к тем, кто начинает изучать язык. В нашем интегративном и комплексном подходе к изучению языка даже новичок сразу же погружается в естественную среду общения со своим учителем и другими учениками. Большинство людей, которые приходят к нам, либо совсем не могут говорить, либо испытывают трудности и неловкость, когда от них требуется высказываться на французском языке. Общение в таких условиях забирает много энергии у учащегося, особенно если он является центром взаимодействия, как например,  на индивидуальных уроках.Наши ученики максимально вовлечены в процесс общения, и их отзывы подтверждают обоснованность использования экспресс-формата.

Для тех, кто уже начал понемногу выражать свои мысли на французском, 30 минут – это идеальная продолжительность урока, позволяющая погрузиться в изучение языка и обменяться мнениями по той или иной теме, не жертвуя при этом динамичностью занятия. Регулярные занятия по методике, которая активно вовлекает учащихся высказываться на интересующие их темы, дают потрясающие результаты!

А: А в каких случаях продолжительность урока может быть увеличена?

Г: Когда учащийся достигает определенного уровня  в устных компетенциях, работа с большей опорой на письменную речь, открывает новые перспективы. Затем больше времени можно посвятить изучению более формальных аспектов, связанных со структурированием текстов, выбором определенных речевых форм или времён, лексическими нюансами и наблюдением за контекстуальным использованием слов, различными регистрами и культурными реалиями, совершенствованием чтения, построением монологов, составлением текста и т.д. Какими бы ни были эти знания и навыки, они никогда не оказываются абстрактными понятиями без контекста, а всегда применяются во все более сложных ситуациях общения. 

При таких обстоятельствах, когда амбиции учащегося нацелены на более глубокое овладение языком, формат занятий по 60 или 90 минут будет более подходящим.

Но здесь нужно быть осторожнее, потому что со временем возникает угроза превратить уроки в лекции. Эта классическая ловушка неизбежно приводит к тому, что любой учитель, не прошедший подготовку или обученный только традиционным методикам, принимает позу мудреца, передающего содержание по вертикали. Преподаватель говорит большую часть времени, а обучающийся вынужден слушать рассуждения о французском языке, которые  можно бесплатно найти  в Интернете. Отсутствие удовольствия от общения приводит к скуке, и учащийся, не видя своего прогресса, постепенно теряет мотивацию.

Мы не должны упускать из виду тот факт, что основная цель людей, обращающихся в школы, – это возможность общения с  носителями иностранного языка, а не зазубривание правил, которые они даже не могут применить в разговоре!

Возможные эффекты лекции

Поэтому целесообразность более длительного занятия, на мой взгляд, зависит от подготовки преподавателя и потребностей ученика.

А: Лучше учиться по одному или в группе?

Г: До сих пор существует предвзятое мнение, что иностранные языки – это такой же предмет, как и любой другой, который нужно изучать, как математику, историю или географию. Следовательно, наличие персонального преподавателя кажется вполне оправданным, ведь в таком случае вы будете получать больше информации, слушают только вас, ваши ошибки исправляются, и, логично предположить, что вы будете прогрессировать быстрее. Эта путаница заслуживает разъяснения.

Прежде всего, необходимо провести границу между двумя дисциплинами: лингвистикой и изучением иностранных языков. В первом случае язык является объектом изучения, самоцелью, тогда как во втором  он рассматривается как средство коммуникации. Наличие явных знаний, таких как: “Во французском языке прилагательные ставятся после существительного, существует 3 группы глаголов, “ne” иногда опускается в отрицании…”, не поможет нам развить способность свободно говорить, которая развивается благодаря формированию языковых автоматизмов (подробнее об этом читайте здесь).

С другой стороны, многократное применение языковых структур является обязательным условием овладения языком, для которого формат группового урока создает наулучшую среду для практики. На индивидуальных занятиях, ответив на вопрос “Женаты ли вы?”, вы исчерпаете все коммуникативные возможности. В  группе вы будете задавать вопрос столько раз, сколько в группе участников, и в итоге получите гораздо более широкий, интересный и полезный спектр ответов. Формат занятия с одним человеком может привести к искусственным ситуациям общения, с небольшими возможностями для разнообразного взаимодействия и повторного использования. Интерактивность – это огромное преимущество групповых занятий. Сообщения передаются между преподавателем и студентами, в парах, в малых группах, с гостем… Каждый человек предлагает свой собственный, уникально сформулированный взгляд на мир, и если сессия хорошо проведена, эти ситуации создают ощущение эйфории, хорошее настроение и радость, с огромной добавленной ценностью в виде прогресса.

Взаимодействие и мотивация

В конечном итоге многое зависит от учителя. Ведь даже при самых благоприятных обстоятельствах отсутствие подготовки, опыта или навыков может привести к катастрофе. И наоборот, с хорошим учителем и в благоприятных обстоятельствах можно получить больше пользы от индивидуального урока, чем от группового. Это происходит, когда выстроена точная обратная связь по текущей работе и обеспечено сопровождение в формировании навыка или работе по фонетической коррекции. 

У вас ограниченный бюджет? Занятия в группе будут оптимальным решением. У вас негибкий график? В таком случае преимущество за индивидуальным форматом урока, особенно когда он длится не больше 30 минут.

Я надеюсь, что мои ответы дали понять, что наш выбор не является произвольным, а делается с целью достижения максимальной эффективности образования. Это достигается благодаря гармонии между содержанием и развитием курсов, основными принципами когнитивной науки и потребностями клиента. Если после всех этих объяснений вы все еще не знаете, что выбрать, позвоните нам!

Интервью Алены Муравьёвой, автора “Французского квартала”, перевод Елены Клюйковой

Clément Gabriel
Стандартное изображение
Clément Gabriel
Преподаватель французского языка в "Le Quartier français"
Статей: 50

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

%d такие блоггеры, как: